Известно, что Волгоградская трамвайно-троллейбусная система считается на сегодня одной из лучших в России. А почему только в России? Журнал Forbes в 2012 году, проведя рейтинг трамвайных систем мира, поставил Волгоградский скоростной трамвай на 4-е место, назвав его «одним из самых интересных в мире»! Ну и, конечно же, когда мне на днях позвонили и пригласили на День открытых дверей МУП Метроэлектротранс, я с радостью согласился — и отправился смотреть, где живут, ночуют и лечатся трамваи.
Мероприятие проводилось для блогеров и журналистов. Сбор происходил на конечной остановке «Детский центр». К назначенному времени там собралась целая толпа весёлого интернет-народа, оставившего свои мониторы и вышедшего, щурясь, на летнее солнце. Нас ожидал спецтранспорт — стоящий на запасных путях служебный трамвай.
Вперые я попал в ситуацию, когда не я сотоварищи жду трамвай, а он дожидается нас. Между тем «простой люд», стоял тут же и ждал свой нумер, как обычно.
Дождавшись подхода какого-то строго определённого вагона (спецтрамвай не выезжает просто так, а ждёт своей очереди, вклиниваясь между определёнными рейсовыми), нас запустили внутрь.
Всю дорогу экскурсию вела директор Музея МУП «Метроэлектротранс».
Рассказ был очень интересный, узнал целый ряд новых, необычных фактов.
Наш трамвай проследовал на Ангарскую, проехал мимо Областной больницы и свернул в Депо №2. Мы проехали через открывшиеся ворота, съехали на служебную территорию и остановились.
Депо №2 — крупнейшее и старейшее действующее трамвайное депо города. Его начали строить ещё до войны, в 1935 г. В тот период депо обслуживало только грузовые трамваи (были и такие!), развозившие лес, стальные листы и т.п. на заводы города. Депо №1 располагалось на ул. КИМ. Там оно находится и сегодня, но статуса депо давно не имеет — там находится теперь завод Метроэлектротранса. Депо №2 обслуживает четыре района города — Центральный, Ворошиловский, Дзержинский и Советский. Здесь «живут» 170 трамваев из 331, имеющегося в городе. 119 из них по расписанию еждневно выходят на линии. Здесь работают около восьмисот человек, из которых 290 водителей и 330 кондукторов. С пассажирскими трамваями депо начало работать сразу после восстановления — 1 января 1950 года. Вообще же в городе сегодня работают шесть депо, четыре трамвайных и два троллейбусных.
Выйдя из трамвая, блогеры, возглавляемые начальником депо Вячеславом Чистяковым (его в кадре не видно), направились на осмотр места. Кстати, кроме волгоградцев и волжан, на встрече присутствовали гости из Москвы, Самары и Пятигорска.
В первую очередь нам попались служебные трамваи, стоящие на дежурстве.
Нам разрешили свободно осмотреть всё, что хотелось. Первым делом я залез сюда:
Стояла и такая техника:
Вдали виднелись обычные трамваи, мирно дремлющие на путях.
Дальше мы увидели вот такое:
Это — снегоочиститель. Разумеется, летом у него отпуск. Второй его собрат стоит на ремонте на ул. КИМ (мы увидели и его). Примечательно то, что выпущен этот вагон в 1947 году! Если снаружи можно и не подумать о таком солидном возрасте, то внутри становится всё ясно с первого взгляда.
Система управления очень напоминает ту, которую можно увидеть у довоенного трамвая, стоящего около «Победы» (см. репортаж).
Вид с другой стороны.
Впрочем, это была просто остановка по дороге. Дальше мы отправились в актовый зал.
Всё было устроено очень серьёзно. Перед нами выступили заместители генерального директора, было много представителей руководства. Были выступления, потом — вопросы. Вопросы задавали самые разные. Закупаются ли новые трамваи? Планируется ли строительство новых линий? Почему с перебоями ходит по утрам «четвёрка» и т.п. Основной смысл ответов такой. В скором времени начнётся строительство новой очереди Скоростного трамвая. На действующих линиях будет решаться вопрос о строительстве новых участков, отделённых от автомобильных проездов — с целью ускорения движения. Метроэлектротранс совершенно недостаточно получает новые вагоны, некоторые трамваи прошли по 2-2,5 млн. км, хотя их поддерживают в полностью функциональном состоянии. Недавно на свои родные трамваи «Татры» приезжала смотреть делегация из Чехии. Делегация поражалась тому, что их собственне детища до сих пор исправно ходят на линию. Впрочем, Метроэлектротранс здесь — не просто потребитель. Собственное производство научилось делать новые трамваи, хотя и по частям, но об этом — чуть дальше.
По окончании разговора мы отправились непостредственно в здание депо.
Так оно выглядит сегодня.
А так — в 50-х гг. (фото переснял чуть позже, в музее Метроэлектротранса).
Трамваи проходят здесь техосмотр и мелкий ремонт.
Здесь же есть несколько небольших ремонтных цехов.
Ремонт здесь, в основном, проводится по заявкам водителей.
В пантографном цехе
Кузница и кузнец
Наковальня и печь
Вытяжка
Печь с другой стороны
Далее мы отправились в другое помещение — учебный класс для будущих водителей трамваев.
Трамвайная пара в разрезе.
Осторожно! Эти двери открываются автоматически!
Учебное место водителя в классе.
А что тут делает этот агрегат — осталось загадкой.
На стене видят различные устройства.
Здесь наша экскурсия по Депо №2 завершилась. Мы погрузились в ожидавший нас спецтранспорт и поехали дальше. Наш путь лежал на улицу КИМ, сначала — в музей, потом — в заводские цеха.