Современный вокзал Волгоград-1 располагается строго на месте исторического здания, построенного к 1871 году.
В те далёкие времена вокзал этот носил непривычное название – «Грязе-Царицынский вокзал», а железная дорога, которая сегодня увозит пассажира в Москву, начинаясь от станции Грязи Воронежские и заканчиваясь в Царицыне, называлась «Грязе-Царицынская железная дорога».
Про конечный пункт этой дороги, собственно, станцию «Царицын», мы уже когда-то писали, а тут довелось проезжать мимо начальной станции – «Грязи Воронежские», которую мы немного рассмотрели.
Станция эта при запуске дороги была довольно невзрачной, представляя собой типовое деревянное здание. Вокзал был построен первым на дороге, на несколько лет раньше царицынского, и открыт в январе 1868 года. Так как станция оказалась слишком маленькой, к ней уже в 1870 году была сделана пристройка.
Впрочем, всё это было на первом этапе строительства Грязе-Царицынской дороги, когда полотно дотянулось только до Борисоглебска. Однако, с завершением второй очереди стройки, с подключением к ветке Царицына, обороты на дороге существенно возросли и старый деревянный вокзал оказался совершенно неприемлемо маленьким.
В 1880-1883 гг. рядом со старым зданием возводится современное. Побывавший на станции император Александр II счёл новый вокзал одним из лучших в России на тот момент. Ночью вокзал освещался сотнями газовых рожков. Для этих целей поблизости был построен целый газовый завод.
В дореволюционный период здесь побывало множество знаменитостей, например, Г.И. Успенский или Максим Горький, а Лев Толстой любил пить чай на этом вокзале.
Несколько раз вокзал принимал Ивана Бунина, периодически приезжавшего к сестре Марию Алексеевну, бывшую замужем за помощником машиниста Ласкоржевским.
И сегодня этот вокзал смотрится очень хорошо, а поезда на Царицын (то бишь Волгоград) по-прежнему проходят именно здесь.