Паровоз на станции Максима Горького
Паровоз на станции Максима Горького

Паровоз на станции Максима Горького

В современном Волгограде и его ближайших окрестностях сегодня в качестве памятников установлено три паровоза. Об одном из них, установленном около Панорамы и именующемся «Воинский эшелон», мы уже писали. Сегодня же речь пойдёт о его более масштабном собрате, красующемся на станции им. Максима Горького. 

 

Паровозы серии «Л» (первоначально — «Победа») — советские магистральные грузовые локомотивы. Модель была разработана в 1944 г., в конце Великой Отечественной войны на Коломенском заводе под руководством конструктора Л.С. Лебедянского и академика С.П. Сыромятникова. Производство паровоза «Победа» началось в 1945 году и завершилось спустя десять лет, в 1955. 

 

Первоначально серия официально называлась «П-32» (от слова «Победа», паровоз 32-го типа), однако постановлением Совета Министров СССР от 14.01.1947 г. серия была переименована в честь главного конструктора и получила литеру «Л». Этот паровоз стал одним из самых массовых в российской истории (было произведено около 4 тыс. локомотивов), кроме того он считался одной из самых качественных и эффективных машин своего времени. Его эксплуатировали по всей сети железных дорог СССР. Железнодорожники любили эту модель и в обиходе называли её «Лебедянка» или «Лебедь». 

 

Технические характеристики паровоза: осевая формула 1-5-0, длина — 13796 мм, вес 102,1 тонны, мощность 2200 л.с., конструкционная скорость — 80 км/ч.  

 

Стоящий на станции паровоз был произведён в Луганске, в 1953 году. Изначально носил номер Л-5111, впоследствии был перенумерован в Л-2061, а ещё позже — в Л-0088. Установлен здесь он был относительно недавно — в 1997 году по инициативе ветеранов станции им. Максима Горького в память о железнодорожниках и шахтёрах. Когда-то он работал на территории Сталинградской области, но после 1964 года был выведен из эксплуатации и отправлен на консервацию (на случай войны многие паровозы в СССР, как самый неприхотливый вид транспорта, который может использовать в качестве топлива всё, что горит, долгое время держали на консервации). Данный паровоз стоял на консервации на станции Чир. К 1997 году состояние его оценивалось как очень хорошее, он был пригоден даже для расконсервации и возвращению в строй. Однако восстанавливать его до ходового состояния не стали, а пригнали на ст. Максима Горького с тепловозом. 

 

Сегодня этот паровоз — замечательный памятник, украшение станции.