Дорого ли было в Царицыне прокатиться на извозчике? Да, дорого. Газета «Волго-Донской листок» писала весной 1896 года:
«28 февраля в помещении управы проходило совещание о вновь утвержденных правилах легкового извоза. Участвовали Ф.С. Семёнов [Городской голова – Р.Ш.], члены Управы Н.И. Пантелеев, Я.П. Кронштадт и И.В. Краузе, со стороны полиции П.Н. Подъяпольский [полицмейстер – Р.Ш.], пристав 1-й части Н.Н. Леопольдов, пристав 2-й части Н.А. Разумовский. Легковые извозчики разделены на два класса. Первый класс будет получать плату в один конец 25 копеек, второй – 15 копеек. Постоянных стоянок в Первой части города – 7, временных летних – 3, во Второй части – 5. Всего легковых извозчиков в городе насчитывается свыше 250. Плата за право извоза установлена одинаковой для обоих классов. Осмотр лошадей и экипажей начинается с 1 апреля».
Итак, извозчик первого класса брал 25 копеек за провоз в один конец (независимо от расстояния), второго класса – 15 копеек. При этом, рабочий на заводе зарабатывал в Царицыне за день (на тот момент) от 60 копеек до 1 рубля в сутки. То есть позволить себе прокатиться на работу на извозчике туда и обратно означало потратить, порой треть или даже половину своего заработка. Да даже и служащему, мелкому чиновнику или учителю с зарплатой в 2-3 раза выше, чем у рабочего регулярно пользоваться извозчиком было очень накладно.
Но всё же извозчиков было немало: 250 экипажей, при населении тогдашнего города (где-то) в 40-50 тысяч жителей, при том, что извозчик выполняет несколько заказов за день. Каждый извозчик платил городу фиксированную сумму (пока не удаётся найти, сколько это было) и хоть и был частником, всё же работал по установленному тарифу, менять который не имел права.
На фото: извозчик в Царицыне на Астраханском мосту