Кинотеатры Царицына
Кинотеатры Царицына

Кинотеатры Царицына

История Волгограда хранит в памяти имена давно исчезнувших ресторанов, театров и гостиниц. С начала ХХ века весь мир, всю Россию охватила новая страсть – кино. 
 
Кинотеатры Царицына
В культурном отношении Царицын не только не отставал, но и заметно опережал многие города России того времени. В городе имелись большие площадки для спектаклей, сюда приезжали выступать известные люди своего времени. В театр «Конкордия», например, приезжал петь сам Шаляпин, а также такие звёзды как Собинов, Щепкин, Дальский, Фигнеры. Вообще Царицын производил впечатление наличием огромных зрительных залов. Так, зрительных залов, вмещающих более 1000 человек в городе было целых три: зрительный зал Дома Науки и искусств на 1100 мест, кинотеатра «Парнас» на 1200 мест и театра «Конкордия» на 1300 мест. Далеко не каждый город мог похвастаться в те годы такими залами. Появление кинематографа удачно вписалось в уже сложившуюся городскую культурную среду.
Первое упоминание о кинематографе в Царицыне приходится на 1898-й год. 4 декабря 1898 года газета «Волжско-Донской листок» сообщила, что некто Катин собирается демонстрировать в зале Общественного собрания, то есть в сегодняшнем Музыкальном театре, новейший синематограф Люмьера. Стационарные кинотеатры появляются в городе спустя около восьми лет. В одном из первых городских кинотеатров, носившем поначалу название «Театр «Электро-Биограф»», на углу Успенской и Александровской улиц, в апреле 1907 года показывали немые фильмы «Большие скачки в Париже», «Французская борьба», «Рождественская ночь в Савойе», «Солдат в отпуске» и другие. Впоследствии «Электро-Биограф» будет перестроен и получит новое название – «Наука и жизнь». 

Кинотеатр «Наука и Жизнь». Сейчас примерно на этом месте — волгоградский «Дом профсоюзов»

На том же перекрёстке, напротив «Науки и жизни» к Первой Мировой войне возник крупнейший кинотеатр дореволюционного Царицына – «Парнас». Владельцем этого самого передового по тем временам заведения был известный в Царицыне промышленник Владимир Миллер. Для того, чтобы построить «Парнас» Миллеру пришлось продать свой знаменитый театр «Конкордия», за огромную сумму – 100 тысяч рублей. Открытие «Парнаса» происходит в сентябре 1915 года. 
Кинотеатр «Парнас», роскошное здание в стиле Моден со зрительным залом на 1200 мест, имел огромное фойе с фонтаном и живыми цветами. Огромный зрительный зал имел три яруса. Вместо лестниц внутри были устроены специальные пандусы, так, чтобы на нужный ярус можно было въехать прямо в экипаже. «Парнас» был особенным миром, в который можно было погрузиться, забыв ненадолго о мире настоящем.

Кинотеатр «Парнас». Фото 30-х гг.

К началу Первой мировой войны кинотеатры строятся повсюду. На углу современных улиц Рабоче-Крестьянской и КИМ стоял кинотеатр «Рим» на 350 мест, на углу улиц Пушкина и Володарского – кинотеатр «Паттэ» на 405 мест, на Французском заводе, это современный «Красный Октябрь» – находился кинотеатр «Эхо» вместительностью в 450 человек. 
Крупнейшей мировой сетью кинотеатров была французская фирма Пате, производившая фильмы (в том числе и в России), владевшая сетью кинотеатров и выпускавшая киносъёмочную и кинопрокатную технику.

 

 

Кинопроектор системы Пате

 

 

 

Кинотеатры этой сети были и в Царицыне, и во многих других городах Саратовской губернии.

 

К 1916 г. в Царицыне действовало 13 кинотеатров, что было по понятиям того времени очень хорошим показателем. Вот их список:
1. «Венера», (на 250 мест), Н.Ф. Трубинера;
2. «Конкордія»;
3. «Модернъ», 450 мест, M. Л. Сегаль;
4. «Наука и Жизнь», 400 мест, В. Г. Добина;
5. «Пале-де-Кристаль», И. Я. Яковлева;
6. «Парнасъ», 1200 мест, В.М. Миллера;
7. «Пате», 405 мест, П. Г. Лебедевой;
8. «Римъ», 350 мест, Д. И. Бокарева, (Княгининская ул.);
9. «Русь», В. В. Снѣгирева;
10. «Художественный», Бр. Пате;
11. «Электротеатръ» В. Г. Дабина;
12. «Электротеатръ Общественнаго Собранія»;
13. «Эхо», на 450 мест, А.Г. Ефимова, на Французском заводе («Красный Октябрь»).
В Дубовке было два кинотеатра – «Наполеонъ», на 600 мест (В.А. Захарченко) и «Модернъ», 250 мест, (Н.3. Мореновой). В Камышине – «Акваріум», «Аполло» на 200 мест (Я.И. Фадеева), «Модернъ» на 350 мест (также Я.И. Фадеева) и «Пате».
В губернском Саратове к 1916 году насчитывалось 20 кинотеатров:
1. «Везувій», 410 м., Д. Погорѣлова, Астраханская ул. 
2. «Эл.-театръ Грандъ-Мишель», Не-мецкая ул. 
3. «Грандъ-Мишель», гг. Парумновыхъ, Б. Сергіевск. 41-43, кв. 4. 
4. «Гигантъ»
5. «Зеркало»Жизни, г. Назарова, Никольск. ул. 
6. «Идеалъ», Федорова и К0. 
7. «Маякъ», Уг. Соколовой и Скверной ул. 
8. «Модернъ», Цыганск. ул. 
9. «Мишель»Бр. Парумновыхъ, Нѣмецкая ул. 28. 
10. «Мефистофель» 
11. «Мурава»
12. «Муленъ», уг. Николаевск, ул. и Соборн. д. Очкина. 
13. «Рояль-Біо», Никольская ул. 
14. «Слово». 600 м.. С. И. Морозенко, Александровская ул. 
15. «Свѣть»
16. «Парижъ», П. Филиппова, Часовенная, 37, кв. 5. 
17. «Уранъ», Бр. Парумновыхъ, Нѣмецкая ул., 28. 
18. «Универсаль», Сергіевская ул. 
19. «Художественный», А.Л.Саввы, Нѣмецкая ул., д. Хохлова. 
20. «Фуроръ», Дворянская ул.
Какими были кинотеатры того времени
Кинотеатры того времени были для публики развлечением относительно доступным. Обычный билет на киносеанс мог стоить начиная от 10 копеек. В ложах цена могла доходить до 50 копеек. Кинотеатры жёстко конкурировали за зрителя, стараясь делать программу максимально насыщенной. Фильмы в те времена были, как правило, короткими и стандартный киносеанс включал в себя показ сразу целой программы. Сначала обычно показывали какой-нибудь серьёзный фильм с громким трагическим названием, скажем «Ценою позора», потом программа могла предусматривать ещё пару документальных фильмов, а в завершение – комедию. В общем, развлечение было разнообразное и на любой вкус. Программа обычно менялась каждые 2-3 дня.
Экраны в кинотеатрах того времени были маленькими, в основном не больше 3 метров в длину. Все фильмы были немыми, звуковую дорожку научились совмещать с кинолентой только в 20-е годы. Однако в тишине зрителям сидеть не приходилось: в кинотеатрах стояли пианино или рояли, которые создавали аккомпанемент кинопроектору. А порой бывало интереснее. Иногда за экраном находился человек, как бы суфлёр, который проговаривал текст за немых актёров, причём попадал обычно очень точно. И фильм получался в каком-то смысле озвученным. 
Кинотеатры того времени всегда сопровождала атмосфера праздника. В фойе продавали вина, играли оркестры. Праздник выходил и на улицу. Летом 1912 года Царицын посетила группа французских туристов, путешествовавших по Волге. Газета «Царицынский вестник» писала по этому поводу: «В воскресенье Царицын посетила группа туристов-французов в числе 51 человек, не говорящих ни слова по-русски. С ними было несколько дам-француженок. Вечером туристы совершили прогулку по городу, обращая на себя внимание царицан непринуждённостью. Когда они проходили мимо синематографа «Паттэ», один из французов взял шедшую рядом с ним француженку, стал с нею вальсировать на тротуаре под звуки вальса, раздававшегося из кинотеатра. Остальные французы танцующей парочке аплодировали». 
Откуда брались фильмы
Разумеется, кинотеатры – это лишь конечное звено киноиндустрии. Русская киноиндустрия до революции развивалась с огромными темпами. Возникает множество студий, занимавшихся производством кино. Например, одной из крупнейших студий в России была киностудия «В. Венгеров и В. Гардин». В. Гардин – известный артист и режиссер старой, как тогда писали, «реально-художественной школы», вошел в кинематографию в качестве режиссера фирмы «Тиман и К». Его первая постановка – «Ключи счастья», по роману очень популярной в России начала ХХ века писательницы Вербицкой, представляла по тому времени исключительное явление в кинематографии, как по метражу (5000 м киноплёнки), так и по оглушительному успеху, созданному сюжетом картины и постановкой. За один только 1914 год В.Р. Гардиным было поставлено свыше 26000 метров картин рекордная цифра годового режиссёрского метража. В апреле 1915 г. В. Гардин основывает в компании с В.Г. Венгеровым свое дело и за лето ставит сразу 13 картин с участием известной киноактрисы Плевицкой. В число его фильмов входят «Приваловские миллионы», снятые на Урале и в Сибири. Критики полагали, что картина представляла собой, помимо художественной, значительную этнографическую ценность. Студия «В. Венгеров и В. Гардин» ориентировалась на экранизацию произведений русских писателей. 

В.Р. Гардин, после революции забросивший коммерцию, заработавший звание народного артиста СССР (1947) и умерший в глубокой старости в 60-е гг.

 

Примером ещё одной крупной киностудии можно привести фирму Г.И. Либкена. Фирма была основана в 1907 г. Её основатель – Ярославскій купецъ Григорий Иванович Либкен имел в г. Ярославлѣ свой электротеатръ. Покупая для собственного проката картины, он стал сдавать их на прокат в соседние города, что положило основание прокатной конторе. Операции этой новой конторы стали быстро расти, и достигли оборота в 50000 рублей. Развивая это дело, Григорий Иванович в сотрудничестве с Д.Я. Брайгеном и П. Е. Ливановым, открыл отделение в Ташкенте, Новониколаевске (Новосибирске), Петрограде, Екатеринбурге, Иркутске. Главная контора в 1910 г. переехала из Ярославля в Москву. К концу 1915 г. общий оборот прокатного дела Г. И. Либкена достиг 700000 рублей. Прокат ежегодно проводил около 500000 метров картин. В 1913 г. Г. Либкен, развивая свое дело, из сугубо прокатной студии открыл свою кинематографическую фабрику. Первая картина новой фабрики – «Дочь купца Башкирова» (драма на Волге) прошла с большим успехом. В 1914 г. фирма Г. Либкена выпустила две крупных картины: «Стенька Разин» по сценарию Б. Мартова и «Капитанская дочка». Эти картины оказались очень удачными и производство сразу перешло на широкую фабричную почву. В течение 1914 года было выпущено около 13000 метров, кинофильмов. Постоянным режиссером фирмы состоял С.Я. Веселовский, заведующим литературным отделом – Б. Мартов, кинооператорами Петр Мосягин, Е.В. Францисон и С. Я. Карасик. 
У подобных фирм, а в России их насчитывались десятки, кинотеатры и закупали кинопродукцию.
 
Внезапный финал
Всё начало резко меняться летом 1914 года, когда, с началом Первой мировой войны, праздничная программа начинает меняться на военную. Развлекательные ленты начинают меняться на патриотические, в кинотеатрах начинают постоянно показывать военную хронику. Несмотря на тяготы времени, кинотеатры не закрываются, а продолжают работать до 1918 года. В период Гражданской войны всё замирает, война приносит в город разрушения. 
Так, красноармейцы в миллеровском «Парнасе» жгли костры, отчего в здании возник пожар. Уже 20-е гг. здание восстановят, открыв в нём кинотеатр «Красноармеец». Ещё через несколько лет сюда въедет Сталинградский Театр юного зрителя. В конце 40-х здание, пострадавшее в Сталинградской битве, будет решено снести. На его месте до 70-х годов будут просто клумбы. Остальные кинотеатры Царицына в начале 20-х годов, часто под другими названиями, постепенно возобновляют свою работу. Но то была уже совсем другая жизнь.