История

  • ЦАРИЦЫН
  • СТАЛИНГРАД
  • ВОЛГОГРАД
  • ГУБЕРНИЯ
  • cтатьи о Царицыне

    Метро довоенного Сталинграда

    История Волгограда хранит память о вещах, которые трудно себе представить в наше время. Например то, что в довоенном Сталинграде было метро! Правда, не настоящий метрополитен, а кафе, так и называвшееся «Метро». Название это возникло не случайно: кафе было подземным, а внешний вид его и впрямь походил на одну из станций подземки. И было это не где-нибудь, а прямо на центральной набережной. 

     

    На заднем плане группы людей - хорошо различимая в деталях колоннада, вход в "Метро". Фото публикуется впервые

     

    В дореволюционный период набережная Царицына претерпевала постоянные изменения. В начале городской истории здесь был крутой обрыв, с которого можно было сорваться и разбиться насмерть. С середины XIX века здесь начинается постепенное благоустройство. Склон становится более пологий, появляются лестницы. Берег в ту пору занят, в основном, причалами и складами, мимо которых проходит железная дорога. В целом набережная, как таковая, отсутствовала.
     

    Набережная с Волги, середина 20-х гг. Слева на дальнем плане виднеется двухэтажное здание бывшей Мариинской гимназии, сохранившееся до нашего времени; справа виден купол ещё не снесённого Александро-Невского собора. На месте будущего "Метро" виднеются какие-то хозяйственные постройки

     
    В 30-е годы предпринимается попытка обустройства набережной, её пытаются сделать боле удобной. Здесь строится несколько кафе, павильонов и смотровых площадок. Чрезмерно крутые спуски, шедшие перпендикулярно берегу Волги, заменяют на более пологие, которые идут под небольшим углом, почти параллельно линии реки. Для обустройства этих параллельных спусков требуется построить несколько подпорных стенок, в том числе и в торце ул. Московской. В процессе строительства этих стен, здесь, у одной из них, на месте старых дореволюционных построек, сооружают здание общественного туалета. Однако общественный туалет, сколь бы ни был он необходим в людном месте, занял слишком важное положение в самом центре обновлённой набережной, так что было принято решение заменить его на что-то другое. Туалет был разобран, а на его месте, пока шло проектирование нового сооружения, были поставлены несколько павильонов для продажи прохладительных напитков. В 1938 году здесь возвели сооружение, которое завершило архитектурный облик довоенной сталинградской набережной – кафе «Метро».
     

     

     Колоннада кафе "Метро", встроенное в подпорную стену

     

    Проектирование будущего кафе было поручено молодому А.С. Кулеву, который станет через несколько лет крупным архитектором уже послевоенного Сталинграда. А.С. Кулеву постоянно выпадали трудные задачи. Так, после войны ему поручат соединить два совершенно разных царицынских дома для постройки здания современной Областной администрации (что получилось у него очень удачно). До войны на набережной Кулеву нужно было создать такое пространство, которое, с одной стороны, вписывалось бы в подпорную стенку, а, с другой стороны, заполняло бы собой небольшой овраг, уходивший отсюда вглубь берега (на этом месте было естественное углубление рельефа и располагался небольшой мост). По всей видимости, так и родилась идея создания подземного кафе. «Метро», вход в которое по проекту Кулева обрамляла колоннада, придало набережной элемент классической архитектуры. Ресторан и впрямь выглядел как вход и вестибюль какой-нибудь станции московского метро. 
     

    Новая дорога - пологий спуск на набережную, к Волге 

     
    Кафе «Метро», как по своей «внешности», так и по содержанию – ассортименту продукции, было очень заметно в городе и стало одним из любимых мест отдыха сталинградцев. По воспоминаниям Владимира Пчёлкина, красочная отделка стен и сводчатого потолка потрясали воображение, а купить здесь в можно было всё, что угодно: фрукты, овощи, мороженое, хлеб, баранки, пирожные, живую рыбу, воблу и осетровую икру. Сюда в обязательном порядке старались попасть гости города, прибывавшие по Волге, а также жители Сталинграда. Впрочем, мирные времена вскоре закончились и кафе закрылось. Однако, помещение его не пустовало и в дни Сталинградской битвы. 
     

    Внутренний вид кафе

     
    Во время Сталинградской битвы естественный рельеф берега защищал людей, находившихся на набережной, от вражеского огня. В этой связи помещение кафе было «перепрофилировано» в августе-сентябре 1942 года под военный госпиталь (эвакопункт №54). 
     

    Колоннада уже закрытого кафе "Метро" в послевоенном Сталинграде. Справа на дальнем плане виднеется уже восстановленное здание Музыкального театра

     
    Судя по внешнему вижу, сохранённому послевоенными фотографиями, за период Сталинградской битвы кафе «Метро» пострадало не сильно. Однако, полная перепланировка набережной, запланированная послевоенными архитекторами Сталинграда, не оставила «Метро» никаких шансов. Довоенное кафе не вписывалось в гранитные очертания новой верхней террасы.
     

    Место, где когда-то располагалось кафе "Метро". Рассмотреть можно здесь

     
    Так что «Метро» было разобрано, а на его месте устроена небольшая площадка, выдающаяся немного вперёд, к Волге. 

    Тэги: Кулев, Набережная

    Просмотров: 4998
    Поделиться новостью:

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

    Комментарии к этой новости
    Оставить комментарий
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.