История Волгограда, развитие его городской застройки — это вереница внезапных поворотов судьбы. До революции в Царицыне, город неоднократно менял свою планировочную структуру — как по причинам пожаров, так и по утверждаемым сверху градостроительным планам. Сильное влияние, как в истории Царицына, так и в довоенном Сталинграде, имели большие заводы, возникавшие не по планам застройки, а по логике складывавшейся транспортной инфраструктуры, формируя вокруг себя посёлки и целые городские районы. Впрочем, и послевоенное развитие города — это череда перемен, ломавших одни планы и утверждавших другие.
Если бы после войны всё развивалось бы по тем планам, которые были намечены архитекторами — современный город был бы совершенно другим. Вот планировочный эскиз застройки центральной части послевоенного Сталинграда, созданный группой архитекторов во главе с Симбирцевым. План создан в начале 50-х гг. Здесь можно разглядеть множество интереснейших деталей.
На этом плане история Волгограда предстаёт во всём её внутреннем драматизме. Рассмотрим же его внимательнее.
Начнём с той части плана, которую удалось воплотить. Всё охватывать нет смысла. Видны на эскизе здания НЭТ, видна Масляевская башня, ЦУМ, Центральный рынок и т.п. Однако мы остановимся на некоторых вещах, наиболее хорошо различимых на плане.
1. Мост через Царицу — современный Астраханский мост, построенный в начале 60-х гг. Уже в начале 50-х планировалось, что он будет очень высоким — не таким, как старый мост, имевший большую историю, а будет стоять в одном уровне с подводящими к нему дорогами.
2. Ротонда. Её построили на старом довоенном основании. До Сталинградской битвы здесь тоже было подобное сооружение, правда, немного другое.
3. Пропилеи центральной лестницы. Их история — это неотъемлемая часть истории создания послевоенной набережной Сталинграда.
4. Музыкальный театр. Здание дореволюционного купеческого клуба — Общественного собрания, перестраивавшееся ровно пять раз и получившее свой окончательный облик только в 60-е годы. Стоящее напротив него кафе, совеременный «Онегин», тоже, кстати, присутствует на плане.
5. Здание водокачки. Именно с этого здание, построенного ещё в конце XIX века, начался царицынский водопровод.
6. Здание Государственного банка. Замечательный проект, до сих пор формирующий внешний вид площади у перекрёстка проспекта Ленина и улицы Комсомольской.
7. Железнодорожный вокзал Сталинград-1. Вокзал был построен после войны на месте старого Грязе-Царицынского вокзала, неоднократно перестраивавшегося, и снесённого после войны. Кстати, если присмотреться к эскизу, можно обратить внимание на очень высокий шпиль. Такая высота шпиля — не искажения эскиза, шпиль действительно планировался намного выше, чем он получился в итоге из-за соображений экономии.
8. Здание Областной администрации. Здание, составленное из двух домов XIX века с яркой судьбой. Одно из самых интересных, с архитектурно-исторической точки зрения, зданий в истории Волгограда.
9. Дом профсоюзов. Прекрасный проект, заднюю колоннаду которого, к сожалению, немилосердно застроили многоэтажной пристройкой Советская, 5. На фронтоне этого здания — шикарные горельефы.
10. Квартал на ул. Чуйкова. К моменту создания эскиза, его строительство уже завершалось, поэтому расположение домов здесь воспроизведено абсолютно точно.
Теперь о несбывшемся. Здесь всё довольно печально, поскольку наиболее масштабные здания, которые должны были украсить центр города, не были воплощены.
11. Дом Советов. Колоссальное здание, которое должно было стать символом послевоенного Сталинграда. Проект его создания несколько раз менялся, проводились всесоюзные конкурсы, результаты которых отвергались, а само планируемое расположение здания менялось. К моменту создания настоящего эскиза в планах числилось строительство в затрибунной части Площади Павших борцов многоэтажной Сталинской высотки (по типу МГУ), затем и этот план был отвергнут. В итоге Дом советов так и не построили, в 90-е — нулевые здесь планировалось строительство истинных торгово-офисных ужасов, но в итоге, к счастью, победил проект Храма. Но если бы в 50-е здесь всё же построили высотку — это было бы действительным украшением современного Волгограда.
12. Дома с башнями на въезде в центральный район. Судя по всему, башни должны были символизировать неприступную крепость, которую так и не смог захватить враг. Башни смотрелись бы масштабно и задавали бы тон всему проспекту Ленина, начинавшемуся за ними. К сожалению, этот проект не воплотили. Вместо башен на Предмостной площади уже в 70-е годы построили стоящие там современные дома, резко выбивающиеся из общего стиля центра города.
13. Ансамбль застройки Аллеи Героев — так же должен был начинаться башнями. И это не сбылось. Правда, благодаря этому уцелело старинное здание Мариинской гимназии, которое неизбежно снесли бы при строительстве домов с башнями.
14. Здание музея обороны. Оно должно было стоять там, где сегодня отстроена Предтеченская церковь. А музей, после многочисленных перерождений изначального проекта, стал Музеем-Панорамой.
К сожалению, город остался в итоге недостроенным. В конце 50-х планы застройки круто изменились, и вместо эпичных башен и домов с огромными арочными пролётами стали строить хрущёвки.
Нам, сегодняшним жителям городов России, данный план может послужить неожиданным уроком. Возрождение послевоенного Сталинграда шло не просто по общему плану застройки, но с детализированной планировкой каждого будущего здания. При такой эскизной детализации города можно запланировать не только строительство кварталов или зданий в целом, но и архитектурный облик города или района. Сегодня можно было бы применять тот же метод и выдавать желающим застройщикам не только места под строительство, но и требования к внешнему виду будущего здания, это позволило бы избежать массы градостроительных проблем. Законодательство в этой части нуждается в изменениях.